Казалось бы, что на этот вопрос «Как научить ребенка слышать?» можно найти массу ответов. Но в случае с детским мировоззрением все становится немного сложнее. Даже со взрослыми людьми бывает очень трудно добиться конструктивного разговора. Что же мы хотим от детей? А ведь все взрослые когда-то и были детьми.
Инструкция по решению вопроса
1. Для начала удостоверьтесь, что вас слышат
Практически всегда, когда дети с головой вовлечены в свои игры, они реально не слышат вас. Подумайте сами, ведь взрослые ведут себя также, когда заняты работой или каким-то делом. Чтобы мы услышали, нас необходимо громко позвать или дотронуться до нас. Абсолютно также ведут себя и дети. Поэтому, если вы хотите, чтобы вас услышали, обратите внимание ребенка на себя — прикоснитесь к нему или поверните его лицом к себе. Таким образом вы переключите его внимание на себя. Только тогда можно начинать разговор.
Вы припоминаете, как говорит ребенок, когда стремиться поведать вам очень важную по его мнению информацию? Он говорит быстро и взахлеб, проглатывает слова или буквы. А еще дети любят обхватывать и удерживать голову взрослого, чтобы взрослый уж точно его выслушал и не мог отвернуться. Для взрослого человека, это конечно лишнее, но принцип действий верный. Постарайтесь просто установить зрительный контакт. Таким образом ребенок вас увидит, а это означает, что вас скорее всего услышат.
Принципиально важно использовать имя ребенка. Ведь не называя имени, вы говорите будто в пустоту, и результата нет. Безличное обращение всегда проскакивает мимо ребенка.
2. Будьте уверены, что ребенок вас услышал.
Слушал и услышал — это принципиально разные значения. Вы можете подумать, что вас слушают (в глаза смотрят или кивают), но часто это происходит автоматически. Вас вроде бы и слышат, но мыслями совсем в другом месте. Лучше всего спросите ребенка еще раз, «слышит ли он вас?», «о чем я тебе говорила?». Только когда малыш подтвердит, что он вас услышал, можно продолжить диалог.
Первоначально кажется, что это слишком долго и некоторые моменты излишни. Но потом и вы, и ваш ребенок будете так делать рефлекторно.
3. Заключите соглашение о последствиях.
Не стоит говорить по десять раз одно и тоже если вас не слышат. Чтобы научить ребенка слышать, необходимо говорить только один раз. И уведомлять о последствиях. Например, «я не буду приглашать тебя обедать десять раз, не покушаешь вовремя — будешь голодный» или «если не убираешь за собой игрушки, вечером ты в них играть не будешь». И так в каждой ситуации, когда вас ребенок не слышит.
Чтобы работал весь этот алгоритм, его нужно неукоснительно соблюдать всем. Есть условие и оно должно выполняться, иначе наступают последствия.
ОЧЕНЬ ВАЖНО
- Пример на основании собственного поведения. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он слышал вас с первого раза, если вы сами это не соблюдаете.
- Предъявляйте требования к ребенку соизмеримые к его возрасту. Если малыш не может определять время, нельзя ему сказать, чтобы он оделся через десять минут.
- Не используйте 3 пункт, без предыдущих. Это нечестно и неправильно.
- Не путайте последствия с шантажом. Например, «если не убираешь игрушки, то вечером в них не играешь — это последствия». А вот «если не убираешь игрушки — я их сломаю/выкину — это уже шантаж».